Социальное страхование и охрана здоровья

Социальное страхование и охрана здоровья

В помощь инвалидам

Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении для людей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. В России за последние двадцать лет наблюдается довольно устойчивая тенденция увеличения численности инвалидов. Так, в 1990 году их общая численность составляла около 4500 тысяч, а в 2010 – более 13000 тысяч. На основе такой динамики можно прогнозировать существенное увеличение количества студентов-инвалидов и создание определенных условий для их обучения становится с каждым годом все более актуальным.

Законодательство России предусматривает необходимость обеспечения возможностей получения высшего образования для инвалидов. В рамках модернизации образования все усилия должны сосредотачиваться на создании образовательной среды, которая бы обеспечивала доступность качественного образования для людей этой категории и с учетом определенных особенностей их состояния здоровья и психофизического развития.

Сейчас назрела необходимость для совершенствования образования инвалидов, а также обеспечения этой категории возможностями для полноценного участия в общественной жизни. Они стремятся не быть зависимыми от различных социальных пособий и жить на заработанные средства. Однако доступность к качественному образованию остается не обеспеченной, а основными причинами такого факта являются: недостаточная разработка комплекса медико-психолого-педагогического сопровождения и специальных образовательных программ или технологий; отсутствие необходимых условий с учетом адаптации к учебному процессу и обеспечивающих социально-профессиональную реабилитацию.

Но главная проблема после выпуска специалиста с ограниченными возможностями – это отсутствие четкой программы трудоустройства. Такая ситуация складывается из-за несовпадения вакансий, которые подают работодатели, с полученными рекомендациями медико-социальной экспертизы. Кроме этого работодатели вовсе не стремятся брать на работу таких специалистов по причине появления затрат для организации специального рабочего места, необходимостью предоставления дополнительного отпуска, создания гибкого режима работы и применения определенных мер для обеспечения гарантии занятости. На предприятиях вновь создаваемые рабочие места ориентированы лишь на здоровых работников.

На сегодняшний день необходимо должное материальное стимулирование преподавателей, которые создают учебные программы для инвалидов и участвуют в модернизации специализированного учебного процесса. Необходима также психологическая готовность преподавателя работать с такой категорией лиц и регулярное прохождение курсов повышения квалификации в сфере адаптивной педагогики.

В вузах Европы, которые занимаются профессиональной подготовкой инвалидов, всегда предъявляются жесткие требования при организации учебного процесса: наличие должного психологического и педагогического сопровождения, доступность архитектурной среды, обеспеченность специальной материально-технической базой и т.д. Потому возникает сложная проблема, заключающаяся в соответствии высшего профессионального образования в России европейским стандартам.

Статья подготовлена при поддержке фирмы Лазер Сити (фирменная лазерная резка)

Яндекс.Метрика